"Дорога к храму" - Беседа 1-я. Понятие о Богослужении.
Начало.

Я знаю, что ваши православные храмы очень богато украшены, везде позолота, на священниках богатые облачения, в руках у них золотые или серебреные кресты и другая церковная утварь...
В нашей церкви все очень просто, без излишеств, мы считаем, что в наше время собранные пожертвования лучше направить на помощь малоимущим и обездоленным. Разве не так?


Материальная помощь малоимущим и обездоленным - это очень нужное дело. Во все времена Православная Церковь считала своей первейшей обязанностью творить дела милосердия, и поэтому именно Православная Церковь завела на Руси обычаи странноприимства, первой создавала и всегда содержала богадельни, больницы, школы и сиротские приюты. Всем известно, что органы советской власти также постоянно оказывали и сейчас оказывают материальную помощь многодетным семьям, малоимущим и неимущим и т.п. категориям граждан. Чем же Православная Церковь отличалась, отличается и должна отличаться от иных структур социальной помощи?

Верующий человек, из чувства милосердия и сострадания, в первую очередь будет молиться о том, чтобы Сам Бог смилостивился и помог страждущим в их тяготах и невзгодах. Он также постарается убедить нуждающегося прийти к вере, исповедать свои грехи, чтобы получить от Господа прощение и помощь в своих делах.

Нужда имеет свою первопричину, духовную болезнь, которой сейчас страдают очень многие - БЕЗБОЖИЕ. Безбожие порождает наши бесчисленные грехи, за грехи Господь нам во вразумление посылает тяготы, болезни и страдания. Помогая нуждающемуся человеку материально, мы, временно устраняем только последствия этой болезни, но никак не болезнь. Такой же точно эффект получается, когда таблеткой аспирина мы устраняем жар, но никоим образом не ангину, вызвавшую его. Да, и в том, и в другом случае, человек получает временное облегчение, но болезнь прогрессирует, и возникает необходимость человека госпитализировать: больного телесно - в больницу, больного духовно - в храм Божий. Мы верим, что только через истинное покаяние можно решить свои материальные проблемы, а для этого нужны соответствующие условия.

В молитве, используемой священником для увещевания кающегося на исповеди, читавшейся в Древней Церкви на Литургии апостола Иакова, говорится о храме Божием: "Внемли убо: понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отъидеши".

Продолжая эту древнюю аналогию, известную еще с апостольских времен, мы можем утверждать, что как больница должна быть оборудована самым новейшим и очень дорогостоящим оборудованием, укомплектована высококвалифицированным персоналом и обеспечена современными лекарствами и инструментами, так и храм Божий должен быть обустроен в соответствии со своим предназначением, ибо и архитектура его, и блеск позолоты, и богатство ярких облачений священников, и величественное пение многочисленных хоров позволяют человеку настроиться на молитву, общение с Богом, в Дом Которого он, недостойный, пришел. В течение многих веков шел трудный и болезненный поиск наиболее эффективных средств, позволяющих превратить обыкновенное здание в духовную больницу.

Да, любой из вас читал наверно, как, совершая сложнейшие операции в полевых условиях во время великой отечественной войны, наши хирурги спасали жизни людей. Но эти же хирурги часто говорили: "Вот бы мне нормальную операционную, оборудование, анестезию, я бы такое мог сделать...",- и скорбели от своего бессилия. Можно служить Богу в любом помещении. Но любой побывавший во время службы в Православном храме может смело утверждать, что такие богослужения разнятся как небо и земля.

Главное предназначение храма Божия - это служение Ему. Неукоснительно соблюдая заповеди Божии, данные Моисею на Синае, православные всегда украшали храмы Господа своего с царской роскошью, использовали самые дорогие металлы и драгоценности для изготовления церковной утвари, самые дорогие ткани для изготовления облачений. Богослужение всегда было продумано до самых мелочей и совершалось с максимальной торжественностью, как и подобает для почитания и прославления Царя мира. Можете ли вы серьезно утверждать, что просто оформленное помещение вашей церкви - это храм Божий? Если да, то не насмешка ли это над Всевышним?

На ваш вопрос любой православный однозначно ответит: "Я жертвовал, жертвую и буду жертвовать на восстановление и благоукрашение храма моего Бога, ибо Он - Бог и Царь мира и я обязан оказать Ему царские почести!"


Я - крещенный в Православной Церкви человек. Я иногда посещаю богослужения, один или два раза, не помню точно, исповедался и причащался, стараюсь жить по-христиански, соблюдать заповеди Божии, хотя не считаю необходимым соблюдать посты и молиться постоянно. Но все равно живет моя семья бедно, еле сводим концы с концами... Чем мы провинились пред Богом, разве мы безбожники?


БЕЗБОЖИЕ - первопричина и вашей нужды, как не прискорбно это констатировать.

БЕЗ БОЖИЕ - жизнь без Бога - это свойство как атеистов, т.е. людей осознанно неверующих в Бога, так и просто материалистов. Как крещенных в Православной Церкви, но не ставших православными, т.е. членами какого-либо прихода Православной Церкви, так и представителей других конфессий, а также и многих православных.

Человек может верить, что Бог есть, но и при этом не иметь страха Божия, и не считать необходимым во всяких нуждах Ему молиться.

Человек может считать, что он верит в Бога, и при этом, в ослеплении бесовском, искажать смысл Его учения, не принимать святоотеческое Предание, отрицать святость Церкви Христовой, всего того бесценного духовного достояния, которое накоплено в ней за долгие тысячелетия существования, суемудрено считать, что он имеет право принимать или не принимать что-либо из этого наследия.

Человек может постоянно пребывать в Православной Церкви, молиться, соблюдать посты и т.п., но при этом исполнять все это механически, как некий обязательный ритуал.

ГОРДЫНЯ - вот то свойство души человеческой, которое предрасполагает нас к БЕЗБОЖИЮ, жизни без Бога. ГОРДЫНЯ - это свойство души любого человека, живущего в наше время и жившего ранее, со времен Адама и Евы, в той или иной мере - свойство каждого из нас. Именно по гордыне человек уповает в своих делах на себя, свои силы, забывая о том, что сам Господь сказал: "Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам: всяк бо просяй приемлет, и ищяй обретает, и толкущему отверзется" (Мф.7,7-8). Если вы не просите у Бога, не молитесь в своих нуждах Ему, то как вы избавитесь от нужды? О силе молитвы в нужде я сам убедился на чуде, происшедшем в моей жизни. Тогда я работал ведущим системным программистом одного городского НИИ.

Это произошло 26 марта 1995 года. Утром, когда я собирался на работу, жена с горечью сказала мне о том, что у нас осталось всего 300 руб. (чуть более стоимости половины буханки хлеба), а дома нет ничего - абсолютно ничего съестного, и занять денег не у кого совершенно, а жить до получки предстояло около двух недель. Эти деньги она отдала мне и сказала, со слезами, что не может ничего придумать. Я ничего не ответил, взял деньги и ушел на работу - ушел, хотя ходьбы до нее более 40 минут, так как последние деньги не хотел тратить на транспорт.

Дорога моя пролегала мимо городского кафедрального собора. Я отдал последние деньги нищему при входе в храм и зашел туда. Служба в храме уже закончилась, а требы еще не начались, по храму ходили и ставили свечи немногочисленные посетители.

Я встал в левом приделе перед распятием и, с безмолвным криком всей своей исстрадавшейся души, обратился к Богу. В начале я прочитал в полголоса все те немногие молитвы, которые знал наизусть, а затем со слезами уже своими словами взмолился к Нему: "Господи! За что мне такое наказание! Неужели я так согрешил пред Тобой, что моя семья, моя жена и дети должны так страдать и мучиться?! Ладно, я согрешаю, но они то в чем виноваты?!.."

Я стоял пред распятием, и слезы отчаяния неудержимым потоком лились по моим щекам...

Прошло некоторое время, и, с трудом сдержав вот-вот готовые начаться рыдания, я немного успокоился, вышел из храма и направился на работу.

В вестибюле мне попалась навстречу наша секретарша и сказала, чтобы я срочно зашел и получил зарплату за март месяц... Напоминаю: это произошло 26 марта 1995 г. Где, в какой такой еще бюджетной организации в нашей многострадальной России в то время зарплату платили за март не в апреле, а в конце марта??? Нигде, никогда, даже в самые спокойные застойные времена! Чудо это повторялось, уже без специальных моих молитв, в течение всех последующих 6-ми месяцев, пока я работал в этом НИИ. Я уволился оттуда в сентябре, получив зарплату за сентябрь чудесным образом 25 сентября. Следующую зарплату - за октябрь - мои бывшие коллеги получили только в конце ноября.

В тот день я пришел домой, и ни слова не говоря, так как не мог говорить, положил на стол перед горюющей женой свою зарплату. В изумлении она воскликнула: "Откуда это?" Я кратко рассказал ей обо всем происшедшем, и мы с ней заплакали, теперь уже от счастья, оттого, что Бог все же нас помнит...

Да, вы крещены, но вам только показали путь к Богу. А идти по нему предстоит вам самим, всей семьей. Этот путь - непростой, тернистый и скорбный, и далеко не всегда вы будете в достатке, здравы и счастливы, но вы достигните упокоения своей души в Бозе, а ради этого стоит, очень стоит потерпеть и смирить свою гордыню. Ну а если вы будете идти именно той дорогой, которой надо, Милосердный Господь облегчит ваши скорби, и нуждаться вы не будете.


Батюшка! У меня есть хорошо знакомая очень верующая женщина, она соблюдает все посты, постоянно молится, исповедуется и причащается, постоянно бывает на богослужениях, много жертвует средств на храмы из своих скудных доходов, всегда приветливая, незлобивая, готовая во всем помочь окружающим, истинная православная христианка. Но и она, как многие, живет на грани нищеты. Почему ее то Господь так наказывает?


Тут возможны разные причины.

Во-первых, о каждом из нас у Бога есть свой промысел. Бог каждому дает то, что он может снести. Вполне возможно, что по гордыне своей, так и не смиренной, ваша знакомая и не достойна большего, дабы о Боге и о Боговом она не забыла.

Во-вторых, давайте вспомним библейское повествование о праведном Иове. Очень часто Господь посылает нам бедствия, нужду, болезни дабы испытать и укрепить в вере. Возможно, именно это сейчас и происходит с вашей знакомой.

В-третьих, сам Господь наш Иисус Христос сказал: "Никтоже может двема господинома работати: любо единаго возлюбит, а другаго возненавидит: или единаго держится, о друзем же нерадити начнет. Не можете Богу работати и мамоне" (Мф.6,24). "...аминь, глаголю вам, яко неудобь богатый внидет в Царствие Небесное: паки же глаголю вам: удобее есть велбуду сквозе иглине ушы проити, неже богату в Царствие Божие" (Мф.19,23-24).

Вы сами заметили, что ваша знакомая много жертвует, помогает другим. Уверен, что она очень хорошо помнит, чтит и исполняет выше приведенные заповеди Господа нашего Иисуса Христа.


Значит, по вашему, если я богат, своим трудом и сметкой смог составить свое большое состояние, то я не смогу попасть в Царствие Божие, не смогу спастись?


Не по нашему, а по Божиему, смею заметить. Ибо тот, кто богат, обычно стяжает свое богатство не с целью отдать его Богу или нищим и обездоленным, а с точностью до наоборот. В дальнейшем, мы более подробно остановимся на этом очень непростом вопросе, а сейчас я вкратце замечу, что многое зависит от того, каковы источники состояния человека, с какой целью, руководствуясь какими движениями души, собирает он его.

Крепкое хозяйство, основанное на постоянном нелегком труде крестьянина, дабы жить в достатке, помочь своим детям, внукам и иным родственникам в наше нелегкое время, завести хотя бы минимум того имения, которое признается необходимым любым современным человеком: телевизор, холодильник, автотранспорт и т.п., - хотя и выделяет такого человека среди всех, живущих в крайней нищете по разным на то причинам, но не относится, конечно же, к тому богатству, о котором речь идет в Евангелии.

Но как только, человек начинает стремиться иметь, по своей гордыне, что-либо, чего нет у других, дабы выделиться, как только что-либо приобретается или создается им не по разумной необходимости, а по избытку средств, которых почему-то некуда девать, как только он забывает, будучи православным, отделить десятину от своего имения на нужды своей Церкви - по скупости, по незнанию или по какой иной причине, то он начинает согрешать. Для него уже не Бог, а мамона становится самодовлеющей ценностью, и тем самым он перечеркивает себе путь к спасению.


Вы несколько раз упомянули слово "Богослужение". Что это такое, в чем смысл богослужения, правы ли те, кто считает себя православным христианином, но не посещает богослужений, считая, что живет по Божиим законам, имеет Бога в душе, и этого достаточно?


Большинство людей со времен Адама и Евы считали и считают, что есть некая сила, которая создала и управляет миром.

Ученые верят, что наш мир создан и развивается по четко очерченным законам, изучением которых они и занимаются.

Некоторые, в особенности воинствующие атеисты и просто материалисты, думают, что эта сила слепая, "стихия", "природа", "случайность" и отрицают разумность творения нашего мира.

Многие же верят в Бога, Единого, Всемогущего, Всесильного - Высший Разум. В разных религиозных учениях имя этого Бога разное, но сути вышесказанного это не меняет.

В качестве примера рассмотрим таинство рождения живого существа. Посмотрите на вашего котенка, резво скачущего за кузнечиком у ворот. Сколько в нем гармонии, красоты грации движений! Сколько эмоций, когда кузнечик вдруг удирает из-под самых лапок! А как он похож на своих маму и папу! Из микроскопической клетки вырос и развился удивительный феномен - новая кошечка! Никто и никогда не сможет убедить меня в том, что наследственность - это слепая случайность, проявившаяся когда-либо много миллионов лет тому назад. Как математик убежден: это настолько маловероятно, что не могло быть, так как сложное не может быть случайным!

Опыт человечества утверждает - Бог есть!


Но все же некоторые сомневаются в этом и просят доказательств Его существования...


Господь удивительным образом сотворил мир и человека. У человека - СВОБОДНАЯ ВОЛЯ. Человек волен верить, что Бог есть, волен верить, что Бога нет. Никакие доказательства, полученные человеческим разумом, никогда не смогут лишить человека этой возможности.

Почему? Человек создан по образу Божию и, также как его Творец, обладает, поэтому, свободной волей, абсолютно свободной, ничто не сможет подавить нашу волю, у нас всегда и во всем есть право выбора. Нам с вами остается только одно - верить или не верить, т.е. принимать на веру, за истину, без доказательств, что Бог есть, или не принимать.


Отлично! Зачем же тогда копья ломать? Зачем убеждать людей, чтобы они верили в Бога?


Материалисты утверждают, что человек имеет две сущности: тело и сознание. Тело первично, оно появляется на свет первым; сознание вторично, оно появляется вслед за телом, как его производная, подчиненная сущность. Вместе с телом погибает и сознание. Хотелось бы мне знать, какой такой хитрый ген отвечает за то, что только у человека есть сознание, которое мы все обычно называем душой? Православные считают, что человек имеет три сущности: дух, душу и тело. Тело нам дают родители при нашем зачатии, Дух Святый снисходит на нас в момент зачатия, порождает в нашем теле душу и в дальнейшем постоянно пребывает вместе с нами до самой смерти тела (как насчет совести?). Душа порождается, но она бессмертна, после смерти она отходит в иной, нематериальный мир, с которым она постоянно, при жизни тела, соприкасается. Душа не материальна, она ничего не весит. Возьмите в руки любую книгу. Вес книги - это вес бумаги, типографской краски, клея и переплета. Знание, заключенное в ней ничего не весит. Знание - это часть нашей души. Мнение американских ученых, вроде бы "взвесивших" душу при ее отходе от тела ошибочно.

Материалисты считают, что сознание - функция головного мозга и оно там и пребывает. Православные считают, что душа пребывает в области человеческого сердца.



В начало
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Интернет-версия газеты "Православная Удмуртия"


Hosted by uCoz