"Дорога к храму" - Беседа 2-я. Понятие о Церкви.
Продолжение.

Вы упомянули слово "Приход". Поясните, пожалуйста, его смысл. Расскажите о тех, кто является членами Прихода...


Приход - это сообщество людей, приходящих в некий храм и духовно окормляющихся в нем. Прихода не может быть без храма. Храм прихода является местом, где члены прихода собираются для совместных молитв, куда они приходят при всякой нужде, где получают помощь, где окормляются пищей духовной.

Прихожанин - член прихода, посещающий данный храм и считающий этот храм своим.

В дореволюционные времена все населенные пункты были распределены между отдельными храмами, их жители автоматически являлись прихожанами того храма, к которому был приписан населенный пункт. Особо оговаривалось даже то, что если кто-либо переехал на жительство в новое место и живет пока там временно, не имея работы и собственного жилья, он все равно считается прихожанином храма в новом месте. Если человек попадал в больницу, то он становился прихожанином больничной церкви, если в исправительное учреждение - тюремной, если в армию - полковой, если во флот на корабль - корабельной.

В любом случае один человек не мог быть прихожанином сразу двух приходов, это не допускалось. Во времена коммунистических гонений на Русскую Православную Церковь большинство храмов были закрыты, поэтому в соблюдении этих правил не было смысла. В настоящее время, когда повсеместно возобновляется жизнь православных приходов, начинает упорядочиваться и посещение их. Так, в одном из распоряжений епархиального управления Ижевской и Удмуртской епархии священнослужителям было рекомендовано извещать вновь крещаемых и их родителей, что они становятся прихожанами того храма, в котором крестились.


Мне известно, что и в дореволюционные времена существовала традиция ходить на богомолье в какой-либо монастырь. Это противоречит сказанному вами ...


В прежние времена существовала благочестивая традиция - ходить, хотя бы раз в год в один из ближайших монастырей на богомолье, причем весь путь или хотя бы его часть обязательно пешком. Обычно такое путешествие приурочивалось к какому-либо особому празднику, например, дню памяти святого, основавшего монастырь или особо почитаемого в нем. Несколько дней люди пребывали в этом монастыре, участвовали в богослужениях, исповедовались и причащались, задавали заказные, ставили свечи, беседовали о своей жизни со старцами.

Паломничество никогда не запрещалось, наоборот, даже рекомендовалось в некоторых особых случаях как духовный подвиг. Но при этом паломник всегда оставался прихожанином своего местного храма. Мы имеем право зайти в любой православный храм и участвовать в богослужении, но постоянным для посещения должен быть один - только наш, приходской храм.


Уточните, пожалуйста, кто же все же является прихожанином нашего прихода?


Прихожанином храма Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож является любой человек, посещающий наш храм и считающий его своим. Так как наш храм - храм районного центра, то, очевидно, что его прихожанином может быть любой житель Вавожского района, несмотря на то, что в нашем районе есть еще три храма. Конечно же, житель Водзимонья Тыловыл-Пельги и Волипельги должен быть прихожанином своего храма, и не подобает ездить в другой храм без уважительных на то причин. Но в Вавожском храме службы бывают чаще и регулярнее, добраться до нас и вернуться домой проще. Я понимаю тех жителей Брызгалова, Косой Можги и т.п. деревень и сел, которые по этим причинам являются прихожанами Вавожского храма. Я не понимаю тех жителей Вавожа, Какможа и Нюрдор-Котьи, которые, минуя Вавож, ездили и ездят в Водзимонье только по тому, что им что-то не нравится в Вавожском храме или потому, что Водзимонский храм древнее, благодатнее, чем Вавожский.


Мы крестили в этом году нашего внука в вашем храме. Внук живет со своими родителями в Ижевске. Как же он может быть прихожанином вашего храма?


А посещает ли ваш внук какой-либо храм в Ижевске? Как часто родители водят его туда? Слава Богу, если это происходит и происходит часто! Пусть ваш внук будет постоянным прихожанином одного из городских храмов. Но как любой ижевчанин, родившийся и выросший в Вавоже, помнит, что Вавож - его родина, так и любой крещенный в Вавожском храме должен помнить, что здесь он родился духом, здесь его духовная родина, и не забывать приходить в Вавожский храм при посещении Вавожа, бывать на богослужениях, исповедоваться и причащаться.


Я бываю постоянно на службах в двух храмах: Водзимонском и Вавожском. Прихожанкой какого храма я являюсь?


Я бы посоветовал вам самим выбрать это. В настоящий момент это сугубо ваше личное дело. В любом случае не должно быть прихожанином двух храмов. Свой храм может быть один. Никто не запрещает совершать паломнические поездки в другие храмы, но постоянное духовное окормление мы должны получать только в одном храме. В противном случае вас неизбежно будут преследовать искушения типа: "Сегодня здесь меня за грехи батюшка отругал, в следующий раз поеду в другой храм". Сам, лично являясь прихожанином Вавожского храма в настоящий момент, я всегда помню про мою духовную родину - Собор Александра Невского в Ижевске, где мне всегда рады, где меня всегда будут считать своим. Но Вавожский храм сейчас - это мой храм.


Я бываю в вашем храме нечасто: один, два раза в году, хотя и живу в Вавоже. Мой старший сын крещен, но в храм не ходит, хотя крест носит и иногда со мною дома молится. Муж же, хотя и крещен, слушать о Боге не желает, хотя нас за веру и не преследует. Являемся ли мы прихожанами Вавожского храма?


В обязанность любого православного христианина входит посещение Богослужений в храме. Непосещение храмов по любой причине, даже самой уважительной, является серьезным грехом. Прихожанами нашего храма могут быть только православные христиане. Формально - вы православная христианка и, так как живете в Вавоже, должны быть нашей прихожанкой. Людей, редко посещающих православные храмы, не исповедующихся, не причащающихся православные священники, шутя, называют "захожанами". Ничто не мешает вам стать нашей прихожанкой, только надо очень этого захотеть, и Господь вам поможет.

Вам сын еще более не наш прихожанин, чем вы. Он - просто крещеный, идущий по пути к храму. Ваша задача - привести его в храм, научить Закону Божиему. Не сделаете этого - непоправимый грех совершите.

Ваш муж, хотя и крещен, уж точно не православный христианин, тем более не наш прихожанин. Хорошо еще, что он не преследует вас за веру. Он просто безбожник. Молитесь за него, чтобы Бог миловал его за безбожие, вразумил и наставил на путь истинный.


Может ли быть прихожанином вашего храма не православный христианин или вообще не христианин?


Как уже сказано было ранее, конечно нет. Хотя мы не возбраняем заходить в наш храм во время, когда нет Богослужений, любым людям. И посмотреть приходят, и расспросить о крещении и о других требах. Весной 1998-го года в Вавожский храм пришел мусульманин, сказавший нам о своем вероисповедании, и попросил разрешения поставить свечку за своего друга - православного, чтобы у того все было хорошо. Дай Бог этому человеку многая лета за его веру, что Господь наш Иисус Христос действительно поможет его другу! Этот мусульманин более православный, чем многие из крещеных вавожцев.

Летом 1998-го года на одном из молебнов присутствовали, но не молились с нами - это запрещено, редактор одного из христианских изданий Финляндии и его попутчики. В бытность мою настоятелем храма в Малой Пурге осенью 1995-го года Богослужения в нем очень часто посещали представители армянской диаспоры - у них в Удмуртии нет своих храмов, поэтому они ходят в наши.

Здесь, в Вавоже, наши Богослужения посещали в разное время несколько человек, которые сначала знакомились с нашей Церковью, а затем уже крестились. Есть и такие, кто уже посещал наши Богослужения, но еще не крестился - находится в раздумии.

В любом случае, запрещено присутствовать не православным на второй части Божественной Литургии - Литургии верных, иначе называемой Евхаристия - Благодарение, что мы стараемся контролировать.


Чем конкретно занимаются прихожане вашего храма?


Во-первых, молятся. Молятся на совместных молитвах в храме, дома, за себя, за усопших, за родных и близких, за верующих и неверующих.

Во-вторых, общаются с Богом в Его Таинствах: Крещения, Исповеди, Соборования, Причащения и Венчания.

В-третьих, просвещаются Законом Божиим в проповедях, чтениях и пениях при Богослужениях, на занятиях Воскресной школы, при чтении богодуховной литературы.

В-четвертых, помогают своими пожертвованиями и трудом восстановлению и благоукрашению нашего храма.

В-пятых, стараются жить как истинные православные христиане: соблюдают Заповеди Божии, посты, творят добрые дела.

В общем, спасаются сами и спасают через это других.


Я не хожу в ваш храм потому, что к вам на службы ходят люди, которых я не уважаю, которые сделали и делают мне очень много зла. Почему вы, батюшка, допускаете, чтобы эти негодяи посещали ваши Богослужения?


Прежде, чем ответить на ваш вопрос, нам надо сначала определиться:


- кто имеет право посещать богослужения в Православном храме;

- имеем ли мы право судить человека, приходящего к нам;

- имеем ли мы право изгнать кого-либо из храма;

- как нам всем поступать в том случае, когда мы оказались в каком-либо месте, не обязательно в храме, с неприятным для нас человеком.


Богослужения в православном храме имеет право посещать любой православный христианин, не отлученный от Церкви. Отлучение от Церкви может быть совершено только при очень веских причинах. Кроме того, настоятель прихода не имеет на это права.

Мы - православные - не имеем права судить других. Ибо сказано в Евангелии: "Не судите, да не судими будете: имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам" (Мф. 7, 2). Какой бы человек не пришел в храм - он пришел не к нам с вами, а к Богу, в дом Его. Будь это даже самый злейший наш враг и неприятный человек. Мы должны быть терпимы друг к другу, особенно в храме, где собираемся как братия и сестры, как чада нашего Бога. Он завещал нам любить друг друга, а не ненавидеть. Об этом тоже сказано в Евангелии: "Иисус же рече ему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и болшая заповедь: вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе:" (Мф. 22, 37-39) и "Аз же глаголю вам: любите враги ваша, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы, яко да будете сынове Отца вашего, иже есть на небесех: яко солнце свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя" (Мф. 5, 44-45).

Храм Божий - святое место. Если кто-либо появляется в нем в непотребном виде, смущая всех остальных дурными запахами, своим нечистоплотным видом, тем самым он оскверняет святость его. Тоже самое относится к лицам в пьяном виде, а также нарушающим общий порядок: хулиганам, осквернителям святынь, сквернословам и т.п.

Правила поведения существуют в любом общественном месте. Они существуют и для посещающих православный храм. Об этих правилах мы подробнее будем рассказывать в одной из следующих бесед. В любом случае нарушителей правил поведения в православном храме любой из служащих в нем имеет полное право строго предупредить, а если не подчинится, то спокойно, не мешая ходу богослужения, выдворить. Повторяю, любой нарушитель правил поведения в храме может быть изгнан из него, но только нарушитель этих правил. Просто плохого и неприятного для кого-то человека из храма изгнать никто не имеет права. Ну а теперь, представьте себе, что вы собрались ехать в Ижевск по каким-либо делам. И вдруг выясняется, что этим же автобусом едет человек, чем-то вам досадивший, неприятный вам или просто ваш враг. Как вы поступите? Вы сдадите билет? Вряд ли. Скорее, вы постараетесь оказаться подальше от этого человека, не общаться с ним, даже не встречаться с ним взглядом. Нет его в автобусе, и все тут! Почему же вы не можете поступить также и в храме? Можете! И должны! Посещение храма неприятными вам людьми не является оправданием вашего нехождения туда! Вы лукавите.

В моей практике был случай, когда сразу несколько прихожанок пожаловались мне о том, что одна из постоянных посетительниц нашего храма, живущая с ними на одной улице, очень часто оскорбляет их и словом, и жестами, и унижающими позами при встречах. Они правильно поступили, что обратились к священнику. В этом, конкретном случае, мне пришлось только успокоить их. Их оскорбительница оказалась просто не совсем нормальным человеком. Больная головой, в общем. Надо простить в таких случаях больного, ибо он не ведает, что творит. И никакая беседа с ним не поможет, а только еще более ожесточит его.

Если человек здрав головой, священник обязан провести с ним беседу и убедить примириться с оскорбляемыми им людьми, испросить у них прощения и больше так не творить. Добиться примирения между прихожанами, установления добрых братских и сестринских отношений - одна из основных задач пастыря. Какие же мы христиане, если друг друга не терпим!

По мнению святых отцов мы должны радоваться тому, что кто-то нас оскорбляет и унижает. Не странно ли? Нет. Гонения на нас попускаются Господом для того, чтобы мы помнили о своей грешной жизни, не возносились, смиряли свою гордыню.

Первое, что нужно сделать, если вас кто-либо обидел или оскорбил, это вспомнить, не совершали ли мы сами подобные грехи, не обидели ли мы кого-либо, не оскорбили, даже может быть мысленно.

Возможно и то, что мы стали считать себя безгрешными, достигшими некоего духовного совершенства, возвысились в глазах своих. Надо подавить в себе гнев и обиду, со смирением принять поношение, возрадоваться тому, что Господь нас помнит и вразумляет, заботится о совершенстве нашей души. А потом обязательно на ближайшей исповеди покайтесь в грехах, которые вспомнили, а также в грехах обиды и гнева, которые совершили, когда было на вас поношение. Очень полезно испросить прощения у гонителей, и не только внешне, а в душе своей повиниться. Даже если и вы не знаете за собой вины. Бывает и так, что мы уже своим существованием неприятны другим. В чем и виноваты, хотя и невольно.



В начало
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Интернет-версия газеты "Православная Удмуртия"


Hosted by uCoz