"Дорога к храму" - Беседа 4-я.
Что надо знать человеку, первый раз идущему в храм.
Продолжение.

Существуют ли еще какие-либо ограничения по одежде для посещения храма?


Каких-то особых жестких ограничений нет. Надо только всегда руководствоваться здравым смыслом и помнить, что не стоит вызывать искушение у других прихожан своим внешним видом.

Был у меня случай: в тот день я принимал исповедь в Соборе Александра Невского в г. Ижевске. Ко мне подошла очень яркая молодая женщина, с красивым женским именем: Анастасия. Она первый раз была на исповеди, мне пришлось много ей рассказать о тех грехах, которые мы обычно совершаем, я упомянул и то, что мы великий грех совершаем тем, что искушаем на недобрые мысли других.

Она не поняла моих слов и очень удивилась. "Разве я искушаю своим внешним видом кого-то?" - спросила она. "Да, а как вы думаете?" - сказал я и, повернувшись, показал на добрые три-четыре сотни человек, стоящих в храме позади нас, - "Все они имеют глаза и прекрасно видят то, насколько прозрачны ваши юбка и блузка. Это искушает их, не дает им сосредоточиться на молитве: кого от зависти, кого от вожделения, кого от любопытства. И это ваш грех".

Девушка поняла меня и даже покраснела, устыдившись своего поступка. Эта история имела забавное продолжение.

Спустя некоторое время ко мне на исповедь подошла молодая девушка с невзрачным и очень серьезным лицом, в простенькой кофточке и в джинсах. Вначале я ее не хотел исповедовать, но, видя серьезность намерения, принял, предупредив, что в брюках ее не причастят. В конце нашей беседы она сказала, что я ее уже исповедовал, и очень обиделась за то, что я ее не узнал. Это была та самая Анастасия. Так с обидой она от меня и отошла.

Большую проблему создают себе молодые девушки, приходя в храм в мини-юбках или юбках с разрезами. С великим сочувствием пришлось наблюдать то, как одна молодая мамаша в очень короткой юбке пыталась поднять с пола своего малыша к причастию. Ну а о поклонах в этом случае и говорить нечего.

Был аналогичный случай и у нас в Вавоже, когда я, к великому своему изумлению, неожиданно обнаружил, что одна крестная мать пришла в храм только в длинном свитере и гамашах, совсем без юбки. Ну, это вообще ни в какие ворота не лезет! Такая одежда может быть и хороша для лыжных прогулок, для стирки белья в проруби, но никак не для посещения храма Божия.

Очень популярно у девушек-подростков ношение легинсов, долчиков и тому подобной обтягивающей одежды без юбок, что совершенно недопустимо для храма.

Иногда и мужчины творят в храмах аналогичные непотребности.

Например, я видел в Соборе Александра Невского молодого мужчину в бермудах. Эта одежда хороша для пляжа, но не в храм же! Интересно, понравилось бы ему, если бы батюшки расхаживали по храму в подобной одежде? В любом случае, недопустимо приходить людям не детского возраста в православный храм в шортах и подобных одеждах, спортивном трико, грязной и драной одежде.

Я думаю, что совершенно нелепо выглядел бы в православном храме какой-либо рокер или металлист в своей обычной униформе и ирокезом на голове.

Еще более нелепо будет себя чувствовать крещенный в православной вере человек, пришедший в храм без нательного крестика. Его не видно под одеждой, но Бог то все видит... Какой же вы раб Божий, если символ Его Искупительной Жертвы за вас на себе не носите? Какой же вы христианин, если Мученический Крест Христа не приемлете? Неоднократно были случаи, когда мой вопрос к человеку: "А крест то на Вас есть?" - приводил его в замешательство и заставлял устыдиться и покраснеть.


Значит, без крестика на теле заходить в храм нельзя?


Не знаю еще ни одного случая, когда из-за отсутствия нательного крестика, кого-то из храма Божия выгнали. К таинствам не допускаем, это верно, но и из храма не гоним. Господь Всемилостив, Он терпеливо сносит и это, надеясь, что рано или поздно грешники раскаются в своих неразумных поступках и придут к Нему: и неверующие и маловерующие крещенные, и безбожники, и язычники, и представители других конфессий, и сектанты, - все ныне против Него согрешающие. И крест Его приемлют, а без него раздетыми себя чувствовать будут.


Меня моя бабушка постоянно, даже летом, заставляет одевать перед посещением храма колготки, а это очень неудобно и жарко...


Это еще одна неписанная традиция. Не мы ее устанавливали, не нам ее и отменять. Если летом вы собрались посетить театр или пойти на свадьбу, оденете ли колготки? Наверно, да, так как, конечно же, захотите хорошо и празднично выглядеть. Для православного христианина посещение храма - самый большой и важный праздник. Вот и одеваться надо соответствующим образом.

Хотя можете и не одевать, это не грех. Но пробовали ли вы когда-нибудь некоторое время постоять на бетонном полу голыми коленками? Попробуйте. Может тогда и поймете пользу колготок и длинной юбки.

Как-то в Пычасе, придя в храм по делам, я обнаружил у входа трех очень празднично одетых девушек, покрывающих головы платками перед тем, как зайти вовнутрь. Особо я обратил внимание на то, что они были в самых праздничных одеждах, колготках и туфлях.

Происходило это в очень душный летний день во второй половине июня. Я решил, что это выпускницы средней школы зашли в храм по дороге в свою школу на какое-то праздничное мероприятие.

Девушки подошли ко мне и попросили освятить крестики, которые принесли с собой. Освятив крестики и немного побеседовав с ними, я их отпустил. Какое же было мое удивление, когда от одной женщины я узнал, что это была ее дочь со своими подругами. И так парадно они облачились только для того, чтобы прийти в храм и освятить свои крестики! Вот пример, достойный всяческого подражания!


Можно ли зайти в храм в майке?


Существует еще одна неписанная традиция - женщинам приходить в храм в одежде с длинным рукавом. В этом есть свой смысл. Открытые спина, плечи и руки всегда у женщин использовались для соблазнения мужчин. Не должно в соблазнительном виде к Богу приходить. Да и в храме обычно не так и жарко, чтобы носить одежду с коротким рукавом.

Ничего страшного не вижу в том, что кто-либо из молодых мужчин или женщин, подростков или детей обоего пола придет в храм жарким летом в спортивной майке с коротким рукавом. Но кощунственно будет, если на этих майках будет присутствовать реклама американских сигарет, лики поп-идолов и иное подобное непотребное. И уж совершенно не подобает в такой одежде идти в храм взрослому или пожилому.

В майках без рукавов заходить в храм не надо. Также не надо молодым девушкам и женщинам приходить в храм в майке, надетой на голое тело. Думаю, вы уже догадались, почему.


Батюшка! Я с радостью одену для посещения храма самую праздничную одежду, но можно ли выстоять два с половиной часа на высоких каблуках, а зимой еще и в храме прохладно...


Не зимой, конечно же, туфли должны быть на маленьком каблуке, или совсем без каблуков. Иначе долгую службу не выстоять. Некоторые умудренные бабушки приносят с собой домашние тапочки, переодеваются в них и так и стоят всю службу.

Зимой, так как в нашем храме достаточно прохладно, не возбраняется стоять и в валенках, и в зимних сапогах.

В любом случае и обувь, и одежда должны быть достаточно свободны и практичны: зимой - чтобы не мерзнуть, летом - не потеть. Ничто в одежде не должно мешать вам молиться, создавая разные неудобства.


Я еще не разу не был в православном храме, но часто видел, как заходившие туда люди останавливались перед входом и молились. Всем ли надо соблюдать этот порядок, если да, то что и как надо делать?


Наиболее полно то, как надо заходить в храм Божий и выходить из него, изложено в богослужебной книге "Часослов" в разделе "Наставление, как вести себя православному христианину в храме Божием". На основе этого наставления, других источников и существующей практики и составлено ниже приведенное правило:


1. Собираясь посетить Божий храм с какой-либо из вышеперечисленных целей, православный христианин должен к этому приготовиться:


- проверить, на теле ли крестик;

- одеть практичную и нарядную одежду, как указано выше;

- не забыть платок и убрать косметику с лица (для женского пола);

- заранее написать заказные, если есть желание их задать, и не забыть их взять с собой;

- взять с собой необходимую сумму денег, если предстоят траты;

- взять пожертвования, если есть желание пожертвовать что-либо в храм;

- сказать: "Господи, благослови" и с легким сердцем направиться по дороге к храму.


2. По пути в Церковь он может читать про себя молитву:


"Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас".


а также тропарь, кондак и другие песнопения службы данного дня, 50-й и 90-й псалмы, воспоминать священные события, которые празднует Церковь в данный день.


Не принято, у истинных православных, что, к великой скорби, очень распространено среди наших прихожан, по пути в храм останавливаться для бесед, обсуждения новостей и прочих пустых разговоров со встречными, тем паче рассказывать всем подряд, куда они направляются, теша свою гордыню и демонстрируя фарисейство; достаточно просто пожелать здравия.

Для новоначальных и не знающих по своей старости, неграмотности или лености этих молитв достаточно воспоминать, для чего они в храм направляются, и свои нераскаянные грехи. И то - слава Богу!


3. При виде креста на храме православный христианин осеняет себя крестным знамением с молитвою Иисусовой: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". Очень часто, из ложного стыда, многие стесняются это делать прилюдно. Можете прочитать эту молитву про себя и мысленно осенить себя крестным знамением.


4. Перед церковными вратами православный останавливается так, чтобы не мешать входящим и выходящим, и трижды крестится с Иисусовой молитвой и поясным поклоном.


5. Перед дверьми в храм поступают также. Перед этим женщины надевают на голову платок, если еще этого не сделали, а мужчины снимают головной убор. В холодное время не возбраняется надевать платок и снимать головной убор и в самом храме, дабы не простыть.


6. Входить в Церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в Церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.


7. Войдя в храм, следует остановиться близ дверей, не мешая входящим и выходящим и сотворить поклоны (первые 3 - земные в простые дни, а в субботы, воскресенья и праздники - поясные, остальные - поясные) с молитвами:


- Боже, милостив буди мне, грешному. - Поклон.

- Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя. - Поклон.

- Создавый мя, Господи, прости мя! - Поклон.

- Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. - Поклон.

- Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшею Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем! - Поклон.

- Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

- Господи, помилуй! (Трижды.) Благослови.

- Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. - Поклон.


После этого поклоняются на обе стороны прежде вошедшим в храм людям.


Для новоначальных и не знающих вышеперечисленных молитв достаточно будет совершить три поясных поклона с Иисусовой молитвой.


8. При выходе из храма молитвословия и поклоны совершаются такие же, как и при входе: у выхода из храма, перед дверьми храма и перед церковными вратами.


9. Не надо отвлекать людей от молитв при входе и выходе, это грех.


10. Категорически запрещается заходить в храм:


- в нетрезвом состоянии;

- в грязной или неподобающей одежде, или совсем без одежды;

- с кровоточащими ранами, носом и т.п.;

- с животными;

- с сырым мясом;

- с детскими колясками, громоздким скарбом.


11. На неправославных все вышеперечисленные пункты не распространяются, кроме пунктов 6-го и 10-го, эти пункты надо соблюдать всем.


Это очень сложно, сразу не запомнить. Да и зачем мне все это знать, так как я принадлежу другой вере? Я лучше не буду к вам заходить...


Безбожник и любой иноверец может заходить в наш храм как пожелает, по этим признакам мы и догадаемся, кто к нам зашел: наш или не наш, ибо во все времена крестное знамение было особым знаком, по которому православные узнавали друг друга.

Истинные православные должны все-таки соблюдать определенный Церковью порядок и постараться твердо заучить его.


А что, и на уборку в храм надо тоже приходить в праздничной одежде?


На уборку в храм нужно приходить в рабочей одежде, так как специальных помещений для переодевания у нас пока нет.


Для чего я должна исполнять все эти условности, особенно тогда, когда тороплюсь, и заскочила в храм на минутку?


Это не условности, не некая формальность, не традиция, это - предуготовление к встрече с Богом, вашим Творцом и Спасителем. Молитвословия, указанные выше, должны исполняться неспешно, каждое слово, вами произнесенное, должно быть прочувствованно, вы должны молиться всей душею, а не только механически исполнять обязанность. Спешка здесь не уместна. Оторвавший от своего мирского распорядка какие-то 5-10 минут на молитву приобретет гораздо больше, чем потеряет. Как нельзя поминать имя Бога всуе (3 заповедь Моисея), так и не надо всуе к Нему приходить.

Конечно же, если случилось, не дай Бог, какое-то чрезвычайное происшествие: пожар, землетрясение, потоп, война - тут уже не до долгих церемоний. Но это те самые исключения, которые подтверждают общие правила.


Как можно сотворить земной поклон при входе, если у меня в руках тяжелейшие сумки?


Просто. Отставьте их в сторону, а потом поклоняйтесь.


Часто на входе в храм бывает грязно, как я буду в чистой праздничной одежде бить земные поклоны?


Да, это проблема. Постарайтесь, пройдя немного дальше в храм найти сухое и чистое место. Если это не удастся, то сотворите вместо земных поклонов поясные, мысленно прося у Господа прощения за это.


Батюшка, я заметила, что вы, при входе в храм никогда не бьете земные поклоны. А почему это должны делать мы?


У меня серьезно больны ноги, они обе прооперированы, а также я грешный, грузен. Все это создает для меня много сложностей, еще и в рясе, совершать земные поклоны. Я их совершаю обязательно, когда, по ходу службы их непременно надо исполнить. Мой духовный отец благословил мне, по болезни, послабления в поклонах и стояниях в храме, что я, смиряясь и прося Бога прощения за мою немощь, в исключительных случаях и допускаю. Тоже советую делать и остальным: беременным женщинам, а также старым, немощным и больным, - кому творить земные поклоны затруднительно.


Как может совершать все указанные вами молитвы при входе и выходе мой маленький сын? Ему это трудно...


Разучите с ним Иисусову молитву, и пусть поступает как новоначальный.


Но он часто во время службы выходит из храма, неужели каждый раз, выходя и возвращаясь, он должен так подолгу молиться?


Для малыша это будет только полезно. Пусть навыкнет в этом правиле. Взрослому же, особенно тому, кто по службе неоднократно в течение дня выходит и заходит в храм, можно исполнять полное правило только при первом входе и последнем выходе из храма в этот день. Во всех остальных случаях достаточно остановиться, повернуться лицом к алтарю, сотворить один поясной поклон с Иисусовой молитвой и можно отправляться далее по своим делам.


Почему в храме нельзя смеяться?


Потому что чувство благоговения перед Богом, в храме Которого вы пребываете, несовместимо со смехом. Как кощунственно смеяться на похоронах, как странно будет выглядеть человек, горько плачущий на свадьбе и тем омрачающий всеобщее веселие, так и недопустим в храме громкий, бесчинный смех и хохот. Никто не призывает вас пребывать в храме с кислыми лицами, будто вы лимон съели. И добрая, умная шутка в храме не возбраняется, и улыбка в ответ, но только не во время службы и в меру. Особо этим грешат наши постоянные прихожане и служащие храма, забывая, где находятся. А жаль, так как именно по ним судят обо всех верующих и о нашей вере.


О каких пожертвованиях вы упомянули в 1-ом пункте правила?


Среди православных в нашей Церкви, особенно в Удмуртии, распространен благочестивый обычай приносить в храм продукты и вещи, как жертву Богу.

Изначально христиане собирались для богослужений в трапезных, т.е. комнатах, где люди принимали пишу, так как эти помещения были самыми просторными, и, в подражание Господу нашему Иисусу Христу, собравшему на тайную вечерю своих учеников в горнице, во время богослужения потребляли принесенные с собой продукты и вино. Эти богослужения назывались "агапы" - "вечери любви". В дореволюционные времена на Руси также существовал обычай: прихожане собирали всем миром солод и крупы, варили из них пиво и кашу и совместно потребляли их после богослужений в честь какого-либо большого праздника, располагаясь всем приходом, т.е. всем селением, у ограды храма. Именно отсюда пошла поговорка: "С ним каши (пива) не сваришь".

Первые христиане были, в основном, бедняки. Многие из новоначальных христиан, продав все свое имение, вносили все свои сбережения на общее дело и становились полностью неимущими. Этих сбережений, конечно же, не хватало на содержание общин, основная часть членов которых, понимая многое из учения Господа нашего Иисуса Христа буквально, жили одним днем, "аки птицы небесные", постоянно пребывали в молитве, ждали скорого пришествия своего Господа и не очень заботились о хлебе насущном. С расширением христианских общин эта проблема резко возрастала. Для сбора продуктов и одежды и денежных пожертвований у сочувствующих и вновь вступающих членов были назначаемы специальные люди - диаконы и диакониссы.

В Евангелии от Матфея сказано, что Господь наш Иисус Христос заповедал своим апостолам, посылая их на проповедь: "Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания" (Мф.10,9-10), тем самым указывая, что они должны жить на пожертвования.

Поступающие пожертвования направлялись:


- на содержание апостолов, епископов, пресвитеров, диаконов и прочих церковнослужителей;

- на организацию и проведение Богослужений;

- на помощь неимущим членам христианских общин.


По прошествии времени, когда стало ясно, что о хлебе насущном все-таки христианам заботиться надо, это не стало возбраняться, и многие из христиан содержали хозяйство и занимались мирскими попечениями, т.е. трудились, уделяя часть от плодов своего труда, обычно десятую, на нужды общины. Даже монашествующие: и отшельники, и живущие общим житием, - вынуждены были заниматься выращиванием плодов и злаков и каким-либо рукоделием, которое продавалось на сторону, чтобы иметь еду для поддержания телесных сил и одежду, так как пожертвований не хватало.

С устроением церквей все более и более средств уходило на их благоукрашение и содержание, так как старались храм Божий украсить по-царски, как и подобает для палат Царя Небесного.

С целью освобождения епископов от мирских забот им запрещалось не только иметь семьи, но и заниматься чем-либо иным, кроме своих прямых обязанностей, дабы они могли все свое время, свободное от отдыха и молитвы, использовать для своего служения. Со временем запрет на мирские попечения для всех священнослужителей был закреплен решениями Апостольского Собора:


Правило 4: "Всякого иного плода начатки да посылаются в дом епископу и пресвитерам (т.е. священникам), но не к олтарю. Разумеется же, яко епископ и пресвитеры разделят с диаконами и прочими причетниками".

Правило 6: "Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священнаго чина".

Правило 41: "... закон Божий постановил, да служащии олтарю от олтаря питаются..."


Тем самым законодательно закреплялось то, что священнослужители должны иметь еду и прочее имение только за счет доброхотных пожертвований своих прихожан.

Обычай жертвовать часть своих доходов или все свое имение на нужды своих христианских общин в конечном итоге в Византийской империи, после победы православия, привел к тому, что в ведение Церкви находилось более 70 % пахотной земли, обрабатываемой как монашествующими, так и крестьянами.

Традиции жертвования в храм Божий на Руси были восприняты вместе с православием. В 17-ом веке церковные земли составляли в России более 50 % всех пахотных земель, в том числе и пожертвованных Богу. Церковь, за счет пожертвований и за свой счет, содержала больницы, сиротские приюты, богадельни, школы, в голодные годы спасала от смерти десятки тысяч неимущих и обездоленных. Церковные крестьяне всегда жили в достатке.

Данные традиции жертвования Богу деньгами, продуктами и вещами сохраняется до сих пор и считается очень благочестивой и первейшей обязанностью православного христианина.



В начало
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Интернет-версия газеты "Православная Удмуртия"


Hosted by uCoz